СТРАНЫ ЕВРОПЫ
Андорра Австрия
Англия Болгария
Бельгия Венгрия
Германия Греция
Дания Испания
Италия Ирландия
Исландия Кипр
Латвия Литва
Мальта Монако
Нидерланды Норвегия
Польша Португалия
Словакия Словения
Финляндия Франция
Хорватия Черногория
Чехия Швейцария
Швеция Эстония

ОТДЫХ В ЕВРОПЕ
Новости туризма
Каталог курортов
Каталог и бронь отелей
Шенгенская виза
Авиабилеты
Бронь авиабилетов
Достопримечательности
Отдых на море
Горнолыжные курорты
Автобусные экскурсии
Образование в Европе
Оздоровление и лечение
Недвижимость
Работа в Европе
Интерестные события
путеводители - купить online

СПРАВОЧНАЯ
Общая информация
Время. Часовые пояса
Телефонные коды
Карты стран и городов
Фото обои на рабочий стол
Каталог сайтов
Статьи и обзоры
История Европы
Европейский Союз

 

БЕЛЬГИЯ
БЕЛЬГИЯ - СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА
О Бельгии: общая информация, карта, история, география, климат, флора и фауна, политика, экономика, население, языки, образование, культура и искусство, религия, фото и обои на рабочий стол
Справочник туриста:полезные телефоны, авиаперелет, виза, посольства, таможня, деньги, транспорт, почта и связь, медицина, безопасность, события, праздники, кухня и еда, бельгийские ковры, магазины и шоппинг
Виды отдыха: отдых на море, экскурсии
Достопримечательности: памятники архитектуры, музеи
Города, курорты, отели: Брюгге, Гент , Антверпен, Брюссель

БЕЛЬГИЯ - ЭКОНОМИКА БЕЛЬГИИ
Валовой внутренний продукт (ВВП) Бельгии в 2002 оценивался в 299,7 млрд. долл., или 29200 долл. на душу населения (для сравнения в Нидерландах 20 905 долл., во Франции 20 533, в США 27 821). Темпы роста ВВП до 2002 составили в среднем 0,7 % в год.

На личное потребление в 1995 было израсходовано 62% ВВП, тогда как государственные расходы составили 15%, а 18% были инвестированы в основные фонды. В 2002 сельское хозяйство дало менее 2% ВВП, промышленность – 24,4%, а сфера услуг – почти 74,3%. Доход от экспорта в 2002 составил 162 млрд. долл. США. Эти показатели весьма близки к европейским стандартам.

Природные ресурсы. Бельгия обладает весьма благоприятными условиями для ведения сельского хозяйства; к ним относятся умеренные температуры, равномерное сезонное распределение осадков и длительный вегетационный период. Почвы во многих районах отличаются высоким плодородием. Наиболее плодородные почвы распространены в приморской части Фландрии и на центральных плато.

Бельгия небогата минеральными ресурсами. В стране ведется добыча известняка для нужд цементной промышленности. Кроме того, близ юго-восточной границы и в южной части провинции Люксембург разрабатывается небольшое месторождение железной руды.

В Бельгии значительны запасы каменного угля. До 1955 ежегодно добывалось ок. 30 млн. т угля в двух главных бассейнах: южном, у подножий Арденн, и северном, в районе Кампина (провинция Лимбург). Поскольку в южном бассейне уголь залегает на большой глубине и его добыча связана с технологическими трудностями, с середины 1950-х годов шахты стали закрываться, последняя из них была закрыта в конце 1980-х годов. Надо заметить, что добыча угля на юге была начата в 12 в. и в свое время стимулировала развитие промышленности страны. Поэтому здесь, в предгорьях Арденн, на участке от французской границы до Льежа сосредоточено много промышленных предприятий.

Уголь северного района был более высокого качества, а его добыча – более рентабельной. Поскольку эксплуатация этого месторождения началась лишь во время Первой мировой войны, добыча угля растянулась на более продолжительное время, но уже к концу 1950-х годов не удовлетворяла потребности страны. С 1958 импорт угля превысил его экспорт. К 1980-м годам большинство шахт не работало, последняя шахта была закрыта в 1992.

Энергетика. В течение многих десятилетий уголь обеспечивал промышленное развитие Бельгии. В 1960-е годы самым главным энергоносителем стала нефть.

Энергетические потребности Бельгии в 1995 исчислялись в эквиваленте 69,4 млн. т угля, причем только 15,8 млн. т было покрыто за счет собственных ресурсов. 35% энергопотребления приходилось на нефть, половина которой импортировалась из стран Ближнего Востока. В структуре энергобаланса страны уголь составил 18% (на 98% импортируемый, главным образом из США и ЮАР). Природный газ (преимущественно из Алжира и Нидерландов) обеспечивал 24% энергетических потребностей страны, а энергия, полученная от других источников, – еще 23%. Установленная мощность всех электростанций в 1994 составила 13,6 млн. кВт.

В стране действуют 7 АЭС, четыре из них – в Дуле близ Антверпена. Сооружение восьмой станции в 1988 было приостановлено по соображениям экологической безопасности и в связи с падением мировых цен на нефть.

Транспорт. Участию страны в международной торговле благоприятствует один из самых крупных портов мира Антверпен, через который проходит ок. 80% грузооборота Бельгии и Люксембурга. В 1997–1998 в Антверпене было выгружено 118 млн. т грузов примерно с 14 тыс. судов; по этому показателю он занимал второе место среди европейских портов после Роттердама и являлся крупнейшим железнодорожно-контейнерным портом в Европе. Порт площадью 100 га имеет 100 км причальных линий и 17 сухих доков, его пропускная способность 125 тыс. т в сутки. Большинство обрабатываемых портом грузов – насыпные и наливные продукты, включая нефть и ее производные. Собственный торговый флот Бельгии невелик: 25 судов общим водоизмещением 100 тыс. брутто-регистровых т (1997). По внутренним водным путям курсируют почти 1300 судов.

Благодаря спокойному течению и полноводности бельгийские реки судоходны и обеспечивают связь между регионами. Русло реки Рюпел было углублено, так что в Брюссель теперь могут заходить океанские суда, а по рекам Маас (вплоть до французской границы), Шельда и Рюпел – суда водоизмещением в 1350 т с полной нагрузкой. Кроме того, благодаря равнинному рельефу в приморской части страны были построены каналы, соединяющие между собой естественные водные пути. Несколько каналов было сооружено еще до Второй мировой войны. По Альберт-каналу (127 км), соединяющему р.Маас (и промышленный округ Льежа) с портом Антверпен, могут проходить баржи грузоподъемностью до 2000 т. Другой крупный канал соединяет промышленный район Шарлеруа с Антверпеном, образуя обширную треугольную систему водных путей, сторонами которого являются Альберт-канал, реки Маас и Самбра, и канал Шарлеруа – Антверпен. Другие каналы соединяют города с морем – например Брюгге и Гент с Северным морем. В конце 1990-х годов в Бельгии было ок. 1600 км судоходных внутренних водных путей.

Несколько рек впадают в Шельду выше Антверпена, что делает его узлом всей системы водных путей и центром внешней торговли Бельгии. Он является также транзитным портом для внешней и внутренней торговли Рейнской области (ФРГ) и северной Франции. Помимо благоприятного положения близ Северного моря, Антверпен имеет еще одно преимущество. Морские приливы в широкой части нижнего течения р.Шельды обеспечивают достаточную глубину для прохождения океанских судов.

Кроме совершенной системы водных путей, Бельгия располагает хорошо развитой сетью железных и автомобильных дорог. Железнодорожная сеть – одна из самых плотных в Европе (130 км на 1000 кв. км), ее протяженность 34,2 тыс. км. Государственные компании «Национальное общество железных дорог Бельгии» и «Национальные междугородние железные дороги» получают значительные субсидии. Главные автодороги пересекают все районы страны, включая Арденны. Авиакомпания «Сабена», основанная в 1923, обеспечивает воздушное сообщение с большинством крупных городов мира. Между Брюсселем и другими городами страны налажено регулярное вертолетное сообщение.

Занятость. Бельгийские рабочие отличаются высокой профессиональной квалификацией, а технические школы готовят рабочих узкой специализации. Страна располагает опытными сельскохозяйственными кадрами, занятыми в высокомеханизированных хозяйствах в центре и на севере Бельгии. Однако переход к постиндустриальному обществу, в котором предпочтение отдается сфере услуг, привел к значительной и устойчивой безработице, особенно в Валлонии. В 1970-е годы уровень безработицы составлял в среднем 4,7%, в 1980-е – 10,8%, а в начале 1990-х годов – 11,4% (выше среднего уровня в Западной Европе).

Из общего числа занятых в 4126 тыс. человек в 1997 ок. 107 тыс. работали в сельском хозяйстве, 1143 тыс. – в промышленности и строительстве, и 2876 тыс. – в сфере услуг, ок. 900 тыс. человек – в управленческом аппарате. В последние десятилетия рост числа занятых наблюдался только в химической промышленности.

Сельское хозяйство. Около 1/4 общей площади территории Бельгии используется под сельскохозяйственные нужды. В конце 1990-х годов в сельском хозяйстве, а также в лесном хозяйстве и сфере рыболовного промысла было занято 2,5% всех работающих в стране. Сельское хозяйство покрывало 4/5 потребностей Бельгии в продовольствии и сельскохозяйственном сырье. В центральной части Бельгии (Эно и Брабант), где земля разделена на крупные поместья площадью от 50 до 200 га, широко используются современная сельскохозяйственная техника и химические удобрения. В каждом поместье занято много наемных рабочих, а для сбора пшеницы и сахарной свеклы часто привлекаются сезонные рабочие. Во Фландрии интенсивный труд и использование удобрений дают почти 3/4 сельскохозяйственной продукции страны, хотя площадь сельскохозяйственных земель здесь такая же, как в Валлонии.

Урожайность сельскохозяйственных культур в целом высокая, с одного гектара собирают ок. 6 т пшеницы и до 59 т сахарной свеклы. Благодаря высокой производительности труда в 1997 сбор зерновых превысил 2,3 млн. т, при этом использовалась только половина посевных земель. Из общего объема зерновых около 4/5 приходится на пшеницу, 1/5 – на ячмень. Другие важные культуры – сахарная свекла (ежегодный сбор до 6,4 млн. т) и картофель. Почти половина сельскохозяйственных земель отведена под пастбища для домашнего скота, а животноводство дает 70% всей сельскохозяйственной продукции. В 1997 насчитывалось ок. 3 млн. голов крупного рогатого скота, включая 600 тыс. коров, и ок. 7 млн. голов свиней.

Сельское хозяйство в каждом районе страны имеет свои особенности. В Арденнах выращивается небольшое число культур. Исключение составляет плодородный район Кондроз, где сеют рожь, овес, картофель и кормовые травы (главным образом для крупного рогатого скота). Более 2/5 территории провинции Люксембург покрыты лесами, заготовка и продажа древесины является важной отраслью хозяйства этого района. На лугах в гористой местности пасутся овцы и крупный рогатый скот.

Центральные известняковые плато Эно и Брабанта с глинистыми почвами используются под посевы пшеницы и сахарной свеклы. В окрестностях больших городов выращивают фрукты и овощи. В центральном регионе в меньшей степени практикуется разведение домашнего скота, хотя на некоторых фермах в окрестностях Брюсселя и к западу от Льежа разводят лошадей (в Брабанте) и крупный рогатый скот.

Во Фландрии преобладают небольшие фермы, а животноводство и молочное хозяйство более развиты, чем на юге страны. Выращиваются культуры, наиболее приспособленные к здешним почвам и влажному климату, – лен, конопля, цикорий, табак, фрукты и овощи. Разведение цветов и декоративных растений составляет отличительную черту районов Гента и Брюгге. Здесь выращивают также пшеницу и сахарную свеклу.

Промышленность. В конце 1990-х годов в промышленности было сконцентрировано ок. 28% занятых и производился почти 31% ВВП. Две трети выпуска промышленной продукции давала обрабатывающая промышленность, бoльшая часть остальной приходилась на долю строительства и коммунальных предприятий. На протяжении 1990-х годов продолжался процесс закрытия металлургических предприятий, автосборочных заводов и текстильных фабрик. Среди отраслей обрабатывающей промышленности объем производства увеличивали только химическая, стекольная и нефтеперерабатывающая.

Бельгия располагает тремя главными отраслями тяжелой промышленности: металлургической (производство стали, цветных металлов и тяжелых станков), химической и цементной. Производство чугуна и стали – все еще важная отрасль, хотя в 1994 было выплавлено 11,2 млн. т стали, что составляло 2/3 от уровня 1974. Объем производства чугуна в чушках сократился еще больше – до 9 млн. т. В 1974–1991 число занятых во всех базовых и перерабатывающих металлургических предприятиях сократилось на 1/3 – до 312 тыс. рабочих мест. Большинство старых металлургических заводов располагалось близ угольных шахт вокруг Шарлеруа и Льежа или вблизи месторождений железной руды на самом юге страны. Более современный завод, использующий высококачественную импортную железную руду, расположен вдоль канала Гент – Тернёзен к северу от Гента.

Бельгия располагает хорошо развитой цветной металлургией. Изначально эта отрасль промышленности использовала цинковую руду из месторождения Тореснет, но теперь цинковую руду приходится импортировать. В середине 1990-х годов Бельгия являлась крупнейшим в Европе и четвертым в мире производителем этого металла. Бельгийские цинковые заводы расположены близ Льежа и в Баден-Везеле в Кампине. Кроме того, в Бельгии производятся медь, кобальт, кадмий, олово, свинец.

Обеспеченность сталью и цветными металлами стимулировала развитие тяжелого машиностроения, особенно в Льеже, Антверпене и Брюсселе. Производятся станки, железнодорожные вагоны, тепловозы, насосы и специализированные машины для производства сахара, химической, текстильной и цементной промышленности. Исключая крупные военные заводы, сосредоточенные в Эрстале и Льеже, заводы по производству тяжелых станков относительно невелики. В Антверпене находится судоверфь, выпускающая суда международного класса.

В Бельгии нет собственной автомобильной промышленности, хотя там размещены иностранные автосборочные заводы, чему благоприятствуют низкие пошлины на импорт деталей автомобилей и высококвалифицированные рабочие кадры. В 1995 было собрано 1171,9 тыс. легковых автомобилей и 90,4 тыс. грузовых, что вместе составляло ок. 10% объема европейского производства. В 1984 сборочная линия «Форда» в Генте была самой длинной в мире роботизированной установкой. Фламандские города и Брюссель разместили у себя заводы иностранных автопроизводителей, тогда как заводы по производству тракторных прицепов и автобусов размещены по всей стране. Французский автомобильный концерн «Рено» объявил о закрытии в 1997 своего завода в Вилворде, к северу от Брюсселя.

Вторая по значению отрасль промышленности страны – химическая – начала развиваться в 20 в. Как и другие отрасли тяжелой индустрии, ее рост стимулировался наличием угля, который использовался как в энергетике, так и в производстве такого сырья, как бензол и смола.

До начала 1950-х годов Бельгия производила главным образом основные виды химической продукции – серную кислоту, аммиак, азотные удобрения и каустическую соду. Большинство заводов размещаются в промышленных районах Антверпена и Льежа. До Второй мировой войны переработка сырой нефти и нефтехимическая промышленность были весьма слабо развиты. Однако после 1951 в порту Антверпена были построены нефтехранилища, а «Петрофина», главный бельгийский дистрибьютор нефтепродуктов, а также иностранные нефтяные компании инвестировали большие средства в постройку нефтеперерабатывающего комплекса в Антверпене. В нефтехимической промышленности значительное место заняло производство пластмасс.

Большинство цементных заводов сосредоточено в промышленном районе долины рек Самбра и Маас, вблизи местных источников известняков. В 1995 в Бельгии было произведено 10,4 млн. т цемента.

Хотя легкая промышленность менее развита, чем тяжелая, существуют несколько значительных по объему производства отраслей легкой промышленности, в т.ч. текстильная, пищевая, электронная (например, завод в Руселаре в Западной Фландрии) и др. Традиционные ремесленные производства – плетение кружев, изготовление гобеленов и кожаных изделий – значительно сократили выпуск продукции, но некоторые из них еще действуют в расчете на обслуживание туристов. Биотехнологические и космические фирмы сконцентрированы в основном в «коридоре» Брюссель – Антверпен.

Бельгия является крупным производителем хлопчатобумажных, шерстяных и льняных тканей. В 1995 в Бельгии было выпущено 15,3 тыс. т хлопчатобумажной пряжи (почти на 2/3 меньше, чем в 1993). Производство шерстяной пряжи стало сокращаться в начале 1990-х годов; в 1995 ее было выпущено 11,8 тыс. т (в 1993 – 70,5 тыс.). Производительность текстильной промышленности повысилась только на ряде фирм. Повышению эффективности производства способствовали наличие высококвалифицированных кадров (95 тыс. человек, главным образом женщины) и его техническое переоснащение. Фабрики, производящие шерстяные ткани, сосредоточены в районе Вервье, тогда как хлопчатобумажные и льняные фабрики – в районе Гента.

Существенное место в экономике страны занимает переработка сельскохозяйственной продукции. Особенно выделяются производство сахара, пивоварение и виноделие. Импортным сырьем снабжаются заводы, вырабатывающие какао, кофе, сахар, консервированные маслины и др.

Антверпен – крупный центр по обработке алмазов, по объему продукции он превосходит Амстердам. В фирмах Антверпена занята примерно половина мировых резчиков алмазов, и они обеспечивают почти 60% мирового производства обработанных алмазов. Экспорт драгоценных камней, в основном алмазов, в 1993 дал 8,5 млрд. долл., или 7,1% стоимости экспорта страны.

Внешняя торговля. Бельгия – преимущественно торговая страна. Бельгия издавна следовала политике свободной торговли, но потребность в защите и поддержке заставила ее в 1921 объединиться в экономический союз с Люксембургом, известный под названием БЛЭС, а затем, в 1948, объединиться с Нидерландами в Бенилюкс. Членство в Европейском объединении угля и стали (1952) и Европейском экономическом сообществе (1958, ныне Европейский союз) и подписание Шенгенского соглашения (1990) подтолкнули Бельгию наряду с Нидерландами и Люксембургом к постепенной экономической интеграции с Францией, Германией и Италией.

В 1996 импорт БЛЭС оценивался в 160,9 млрд. долл., экспорт – в 170,2 млрд. долл. Торговля со странами-партнерами ЕС сбалансирована. 5/6 объема всего экспорта составляет продукция обрабатывающей промышленности. Бельгия занимает одно из первых мест в мире по объему внешней торговли на душу населения.

Ведущие статьи экспорта в 1996 – продукция автомобилестроения, химической, металлургической и текстильной промышленности. Значителен экспорт продуктов питания, драгоценных камней, транспортного оборудования. Основными статьями импорта обычно являются продукция машиностроения, химической промышленности, транспортное оборудование и топливо. Три четверти объема всей торговли приходится на страны ЕС, главным образом Германию, Францию, Нидерланды и Великобританию.

Государственный бюджет. В 1996 государственные доходы исчислялись в 77,6 млрд. долл., а расходы – в 87,4 млрд. долл. Налоги, подоходный и на прибыль, составили 35% поступлений, отчисления из доходов регионов и сообществ – 39%, а налог на добавленную стоимость и акцизные сборы – 18%. Расходы на пенсии составили 10%, а проценты по обслуживанию долга – 25% (самый высокий показатель для промышленно развитых стран). Суммарный долг составлял 314,3 млрд. долл., 1/6 которого приходилась на иностранных кредиторов. Долг, который был больше годового ВВП уже с начала 1980-х годов, привел через несколько лет к сокращению расходов на центральные и региональные органы управления. В 1997 государственный долг составлял 122% от ВВП.

Денежное обращение и банковское дело. Денежной единицей с 2002 является евро. Бельгийская банковская система отличается высоким уровнем концентрации капитала, и слияние банков начиная с 1960-х годов лишь усилило этот процесс. Государство владеет 50% акций Национального банка Бельгии, который выполняет функции центрального банка страны. В Бельгии имеются 128 банков, из них 107 иностранных. Старейшим и крупнейшим коммерческим банком, а также крупнейшей холдинговой компанией в стране является «Сосьете женераль де Бельжик». Существуют также специализированные финансовые учреждения – сберегательные банки и фонды сельскохозяйственного кредита.

Booking.com
НЕ ПРОПУСТИТЕ!
Карты европейских городов

ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ
- Античная Греция
- древний Рим
- Византия
- Эпоха Возрождения
- Империя Наполеона
- другие статьи...



© www.evropa.org.ua 2007-2016. При использовании материалов сайта, ссылка на www.evropa.org.ua обязательна.
По всем вопросам пишите на varbane@gmail.com . Политика конфиденциальности
Наши партнеры: