ИРЛАНДИЯ
ИРЛАНДИЯ - СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА
Об Ирландии: общая информация, карта, история, география, климат, политика, экономика, население, языки, культура и искусство, религия
Справочник туриста: планирование поездки, когда лучше ехать, полезные телефоны, авиаперелет, виза, посольства, таможня, деньги, цены, транспорт, почта и связь, события и праздники, магазины, шоппинг
Виды отдыха: активный отдых, экскурсии
Достопримечательности: памятники природы и архитектуры
Города, курорты, отели: Дублин

ИРЛАНДИЯ - ИСТОРИЯ ИРЛАНДИИ
Ирландская Республика была основана 6 декабря 1922 и в то время получила название Ирландского свободного государства. С 1801 весь целиком остров Ирландия являлся частью Соединенного Королевства, и новое государство образовалось в результате войны за независимость, длившейся с января 1919 до заключения англо-ирландского договора в декабре 1921. По договору и конституции Ирландского свободного государства, новое государство соглашалось на разделение острова и присутствие британских вооруженных сил и принимало статус, аналогичный статусу Канады, в то время доминиона Британии. Этот статус означал, что ирландские члены парламента должны были приносить клятву верности короне, а по закону король или его представитель в Ирландии, генерал-губернатор, имел право роспуска правительства или отклонения законов, принимаемых ирландским парламентом. Эти монаршие права считались чисто формальными во всех частях Британской империи, включая Канаду, однако крайне раздражали ирландских республиканцев. После одобрения конституции ирландским временным правительством в 1922 началась жестокая гражданская война между сторонниками и противниками нового статуса страны. Лидером оппозиции был Имон де Валера, известный в прошлом республиканский лидер. Были сформированы военизированные группы, получившие название Ирландской республиканской армии (ИРА). Война закончилась полной победой армии Ирландского свободного государства в апреле 1923. Раскол общества во время гражданской войны окрасил в мрачные цвета все последующие годы. Во время войны страна потеряла двух своих наиболее уважаемых лидеров – Артура Гриффита (подписавшего договор) и Майкла Коллинза (военного деятеля времен войны за независимость). По конституции Ирландского свободного государства, страна имела парламентскую форму правления. Первые выборы в парламент выиграли выступавшие за договор республиканцы, которые впоследствии основали партию Куманн на нГаэдхал. Эта партия сформировала новое правительство во главе с премьер-министром Уильямом Косгрейвом, который сумел вывести страну из состояния гражданской войны и оставался у власти до 1932.

После 1932 пост премьер-министра занимали Имон де Валера (Фианна файл, 1932–1947), Джон Костелло (Фине гаэл во главе многопартийной коалиции, 1948–1951), Имон де Валера (Фианна файл, 1951–1959), Шон Лемасс (Фианна файл, 1959–1966), Джек Линч (Фианна файл, 1966–1973), Лайэм Косгрейв (Фине гаэл/Лейбористы, 1973–1977), Чарлз Хоги (Haughey) (Фианна файл, 1982), Гаррет Фитцджералд (Фине гаэл/Лейбористы, 1982–1987), Чарлз Хоги (Фианна файл/Прогрессивные демократы, 1987–1989), Алберт Рейнолдс (Фианна файл/Лейбористы, 1989–1993), Джон Брутон (Фине гаэл/Лейбористы/Демократические левые), Берти Ахерн (Фианна файл/Прогрессивные демократы, с 1997 до настоящего времени).

Годы 1922–1932. Косгрейв занимался в основном устранением последствий колониального правления, но проводил свой курс с переменным успехом. Так, в 1925 специальная комиссия, назначенная Ирландией и Соединенным Королевством, не смогла определить новые границы с Северной Ирладией и включить области с преобладанием католиков. В то же время Соединенное Королевство согласилось взять на себя ирландскую часть государственного долга за период до 1922. Ирландия совместно с другими странами добилась успеха в 1931, вынудив Соединенное Королевство безоговорочно признать независимость доминионов. В 1923 Ирландия вступила в Лигу наций и занялась активной международной деятельностью. Правительство Косгрейва не добилось успехов в своей консервативной экономической политике, а ее деятельность в области образования и развития национальной культуры расцениваются сегодня как чрезмерно националистическая по своему характеру. Гаэльский национализм играл чрезвычайно важную роль в движении за независимость, и после 1922 правительство попыталось возродить ирландский язык. При поддержке католической церкви оно проводило политику, направленную на культурную изоляцию страны; считалось, что все иностранное оказывает антицерковное и разлагающее влияние на население. Многие годы ирландская культура страдала от неприятия любых проявлений модернизма в искусстве, литературе, драматургии и кинематографии. Введенная в 1929 цензура проводила репрессивную политику, и творчество многих великих писателей современности было закрыто для ирландского читателя.

Правительство Де Валера. Имон де Валера, не принявший в 1922 образования Ирландского свободного государства, стал премьер-министром в 1932. В 1925 он отошел от экстремизма, а в 1926 основал партию Фианна файл. В 1927 он и другие члены этой партии принесли клятву верности королю и стали членами парламента. После выборов 1932 Фианна файл имела самую крупную фракцию в палате представителей и при поддержке лейбористов сформировала правительство. На следующих выборах 1933 она завоевала подавляющее большинство мест и смогла сформировать однопартийное правительство. Фианна файл оставалась у власти до 1948. Период с 1932 до 1939 был ознаменован продолжением политики культурной изоляции. Так, в 1933 была введена высокая пошлина на ввоз иностранной периодики, а в 1935 запрещена торговля контрацептивами. В новой конституции 1937, в составлении которой принимал участие премьер-министр, содержались специфически католические положения, в частности запрещавшие разводы. Правительство Де Валера устранило из конституции все места, где говорилось о связи Ирландии с Великобританией, в том числе требование клятвы на верность королю. В 1937 была принята новая, действительно республиканская конституция, в которой вместо должности генерал-губернатора вводился пост президента, избираемого населением страны. Статья 2 конституции утверждала, что территорией Ирландии является весь остров Ирландия, однако статья 3 признавала, что юрисдикция Ирландского государства распространяется, вплоть до момента объединения, только на 26 графств. Эти оговорки были исключены из конституции в 1998, что явилось одним из условий мирного урегулирования в Северной Ирландии. В июне 1938 первым президентом Ирландии стал Дуглас Хайд, кандидатура которого была поддержана всеми партиями. Хайд был основателей Гаэльской лиги в 1893 и пользовался всеобщим уважением за свои националистические взгляды. Де Валера спровоцировал таможенную войну с Соединенным Королевством, которая продолжалась до 1938. Наконец, он подавлял любые проявления фашизма и военизированного республиканизма. Парламент запретил ношение полувоенной одежды в общественных местах в 1934, а в 1936 ИРА была объявлена вне закона.

Вторая мировая война. Когда в 1939 разразилась война, правительство решило, что Ирландия будет сохранять нейтралитет, в частности, надеясь добиться тем самым объединения страны. Британский премьер Уинстон Черчилль действительно обдумывал вопрос о присоединении Северной Ирландии к Ирландии, чтобы обеспечить поддержку последней в войне, но не смог добиться согласия самой Северной Ирландии. Ирландский нейтралитет был достаточно благоразумным решением, но все же привел к ухудшению отношений с Великобританией и США. Многие ирландцы отправились в Великобританию, чтобы поступить на военную службу, и почти 200 тыс. работали на британских заводах и фермах во время войны.

Послевоенный период. На всеобщих выборах 1948 Фианна файл не смогла набрать большинства мест в парламенте, и в 1948–1951 было сформировано коалиционное правительство во главе с Фине гаэл, основанной в 1933 партией Куман на нГаэдхал, которая находилась у власти в 1922–1932. Премьер-министром стал Джон Костелло, и именно его правительство предложило в 1959 закон, объявлявший, что Ирландия является республикой и выходит из числа членов Британского содружества наций. Костелло продолжил политику военного нейтралитета и не подписал Североатлантического договора в 1949. Де Валера вновь находился у власти в 1951–1954, а также в 1957–1959.

Экономические и социальные изменения после 1958. В 1945–1958, после короткого послевоенного бума, экономика вновь вошла в состояние застоя. В 1958 был принят пятилетний план развития хозяйства. Де Валера ушел в отставку с поста премьер-министра и был избран президентом, а его место занял Шон Лемасс, поддерживаемый партией Фианна файл. Министр промышленности и торговли в правительстве Де Валера, Лемасс был архитектором экономического роста в последующие годы. Процесс экономического изменения был отмечен все возраставшим оттоком сельского населения в города, особенно на западе страны, и постепенной секуляризацией всех областей ирландской жизни. Это сопровождалось уменьшением числа людей, для которых ирландский был основным языком общения. К 1966 гаэлоговорящих было всего 66 тыс., и это число с тех пор еще более сократилось. Правительство Джека Линча (1966–1973) поставило целью восстановить двуязычие и в 1972 начало радиовещание на ирландском, однако коалиционное правительство Фине гаэл и лейбористов 1973–1977 отменило ирландский язык в качестве обязательного предмета в школах и условия приема на работу в государственные учреждения. Тем временем в ирландской культуре шел процесс возрождения веры в собственные силы, а влияние церкви ослабло после II Ватиканского собора (1962–1965). Изменения сопровождались в 1960-х реформами в сфере образования, направленными на то, чтобы сделать среднее образование бесплатным и доступным для всех, а также введением новой школьной программы начального образования. Повысился уровень жизни, люди начали покупать машины, дома и телевизоры. Вместе с телевидением хлынула информация об американской и британской культуре.

Проблема Северной Ирландии. Начиная с 1960-х Ирландия изменила свой подход к Северной Ирландии. Ирландская Республика неизменно настаивала на объединении стран, но постепенно начала признавать, что это потребует конструктивных дипломатических шагов, а не категорических требований и ультиматумов. В 1965 Шон Лемасс первым из ирландских высших руководителей посетил Северную Ирландию; перед лицом разразившегося на севере насилия в 1968 правительство Ирландии предпочло поддержать мирный процесс, а не мятежников. Постепенно пришло понимание всей глубины антипатии сторонников унии к объединенной Ирландии, и в серии переговоров с британским правительством было признано, что любое решение проблем в Северной Ирландии должно учитывать культурные традиции как протестантской, так и католической общин, а также что будущее объединение Ирландии потребует согласия большинства населения Северной Ирландии. Было также признано, что политические институты Северной Ирландии должны быть устроены таким образом, чтобы исполнительная власть была поделена между протестантской и католической общинами. Ирландия должна иметь право представлять интересы национальной общины в Северной Ирландии перед правительством Соединенного Королевства. Должно быть расширено сотрудничество между севером и югом Ирландии в таких вопросах, как туризм и транспортное сообщение. Все эти принципы были впервые выражены в Санингдейлском соглашении 1972, которое не было выполнено из-за сопротивления сторонников унии в Северной Ирландии. Затем эти принципы были повторены в англо-ирландском соглашении 1985, англо-ирландской декларации 1993 и Соглашении на Великой пятнице 1998. Референдум, проведенный в Ирландии в 1998, исключил из конституции притязание на то, что Северная Ирландия является частью ирландской территории.

На парламентских выборах 25 ноября 1992 правящая Фианна файл понесла существенные потери. Одновременно в стране состоялся референдум по вопросу о праве на аборт, против которого резко возражала католическая церковь. Большинство участников проголосовало против предложения правительства, которое предполагало разрешить женщинам прерывать беременность в случае непосредственной угрозы для их жизни; в то же самое время ирландцы поддержали предоставление беременным права на беспрепятственный выезд из страны для совершения аборта за границей. В январе 1993 премьер-министру А.Рейнольдсу удалось сформировать первое в истории страны коалиционное правительство в составе Фианна файл и ИЛП; в его программе основное внимание уделялось борьбе с безработицей. Но в ноябре 1994 между партнерами по коалиции произошел разрыв, поскольку правительство вопреки воле ИЛП назначило председателем Верховного суда Гарри Уэлахана, который, занимая пост генерального прокурора, запретил изнасилованной четырнадцатилетней девочке поехать в Англию, чтобы сделать там аборт. Правительственная коалиция распалась, а Уэлахан подал в отставку. Парламент страны избрал новым главой правительства председателя оппозиционной партии Фине гаэл Джона Брутона. Тот сформировал лево-центристское правительство из представителей своей партии, лейбористов и ДЛ. Главной задачей своего кабинета Брутон назвал разрешение конфликта в Северной Ирландии. Правительство обещало также провести референдум о праве на развод. В феврале 1995 Палата представителей, по предложению Дж.Брутона, отменила ряд чрезвычайных законов о борьбе с подрывной деятельностью, которые были введены в 1939 и продлены в 1976 после убийства членами Ирландской республиканской армии британского посла. Однако закон 1939 о чрезвычайных полномочиях полиции и армии остался в силе. В марте 1995 Палата представителей и сенат одобрили закон, разрешающий распространение информации о зарубежных клиниках, в которых производятся аборты.

Правительству Брутона удалось добиться ряда существенных успехов. В ноябре 1995 был проведен референдум о праве на развод, и большинство ирландцев высказалось за его предоставление. Воспользовавшись прекращением огня, объявленным Ирландской республиканской армией в августе 1994, Брутон провел в октябре 1995 встречу с лидером протестантской общины Северной Ирландии Дэвидом Трэмблом, а в декабре того же года вместе с британским премьер-министром Джоном Мейджором предложил провести всепартийные переговоры о будущем Северной Ирландии и создании международной комиссии по изучению возможности разоружения противоборствующих сторон. Но уже в феврале 1996 Ирландская республиканская армия прервала перемирие и возобновила террористические акты в Лондоне, что побудило ирландское правительство отказаться от контактов с Шин фейн. Премьер-министры Ирландии и Великобритании предложили план по продолжению мирного процесса на основе общего отказа от применения силы. Однако уже в июле 1996 власти Ирландии обвинили британскую сторону в провоцировании католиков Северной Ирландии и подрыве мирных переговоров.

Особенно позитивными в период правления кабинета Брутона стали результаты хозяйственного развития страны. С 1994 до середины 1997 ВНП Ирландии увеличился более, чем на 20%, при крайне низкой инфляции в 1,5–2% в год, с 15 до 11% снизился уровень безработицы, был ликвидирован бюджетный дефицит, существенно сокращен внешний долг. Тем не менее, на всеобщих выборах в июне 1997 правящая коалиция уступила своим противникам. Сюрпризом стало избрание (впервые с 1957) депутата от партии Шин фейн. Новым главой правительства стал лидер Фианна файл Б.Ахерн. Ахерн учился в дублинском университете, закончил Лондонскую школу экономики, в 1986 избран мэром Дублина, в 1991–1994 занимал пост министра финансов. С ноября 1994 – председатель Фианна файл.

Возглавляемая им коалиция с ПДП располагала в Палате представителей 81 из 166 мест и зависела от поддержки 7 независимых депутатов и представителя Шин фейн. В программе правительства основной упор делался на разрешение североирландской проблемы. В июле 1997 Ирландская республиканская армия заявила о прекращении огня.

10 апреля 1998 при содействии Ирландской республики было подписано соглашение о мире в Северной Ирландии, которое предусматривало также освобождение до мая 2000 всех заключенных, принадлежавших к подпольным организациям. В соответствии с этим, в декабре 1998 из тюрем страны были освобождены 3 члена Ирландской республиканской армии, приговоренные за убийство полицейских. После нового взрыва бомбы в Северной Ирландии в августе 1998 ирландский парламент проголосовал за ужесточение антитеррористического законодательства. В рамках мирного процесса в декабре 1999 были введены в действие решения об исключение из конституции республики положения о притязаниях на Север Ирландии и о создании Совета министров Севера и Юга, а также Британо-ирландского совета.

В марте 2000 представители правительства, профсоюзов и предпринимателей подписали очередной «социальный пакт», в котором предусматривалось повышение номинальной зарплаты на 15% в течении последующих 33 месяцев при одновременном снижении подоходного налога на 10%.

Укреплялись связи нейтральной Ирландской республики с НАТО. В ноябре 1999 ирландский парламент одобрил вступление страны в программу «Партнерство ради мира». В будущем ирландские вооруженные силы будут принимать участие в совместных маневрах в рамках программы. Вопреки предвыборным обещаниям Б.Ахерна, референдум по этому вопросу не проводился.

В мае 2002 правящая коалиция Фианна файл и ПДП повторно одержала победу на всеобщих выборах, и Б.Ахерн сформировал новое правительство из представителей тех же партий, обладающих в Палате представителей большинством в 89 из 166 мест.

НЕ ПРОПУСТИТЕ!
Карты европейских городов

ГОРНЫЕ ЛЫЖИ
Горнолыжные курорты Европы
Горнолыжные курорты Европы - это лучшие трассы с высоким уровнем сервиса. Подробнее...