ПОРТУГАЛИЯ
ПОРТУГАЛИЯ - СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА
О Португалии: общая информация, карта, история, география, климат, погода, флора и фауна, государство и политика, экономика, население, португальский язык, фото Португалии, обои на рабочий стол
Справочник туриста: планирование поездки, полезные телефоны, авиаперелет, виза, посольства, таможня, деньги, транспорт, коммуникации и связь, события, праздники, магазины и шоппинг
Виды отдыха: пляжный отдых, курорты, экскурсии
Достопримечательности: памятники архитектуры, музеи
Города, курорты, отели: Лиссабон, Алгарве, Порту

ПОРТУГАЛИЯ - ЭКОНОМИКА ПОРТУГАЛИИ
Общая информация об экономике Португалии.
Португалия — индустриально-аграрная страна. Валовой внутренний продукт (ВВП) Португалии в 2002 составлял 195,2 млрд. долл. Национальный доход на душу населения составляет 19 400 тыс. долл. По секторам ВВП – сельское хозяйство 3,6%, индустрия 28,7%, другие службы 67,7%. Добыча пиритов, вольфрама, урана, олова, железной руды, угля. Производство электроэнергии 33,3 млрд кВт·ч (1995), главным образом на ГЭС. Наиболее важные традиционные отрасли промышленности — текстильная (хлопчатобумажная и шерстяная), швейная, виноделие, производство оливкового масла, рыбных консервов, обработка пробковой коры (ведущее место в мире). Черная и цветная металлургия, машиностроение (судостроение и судоремонт, автосборка, электротехническое); развивается химическая, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая, цементная, стеклянно-керамическая (производство синей облицовочной плитки) промышленность. В сельском хозяйстве преобладает земледелие. Ок. 1/2 обрабатываемых земель занято пашней; виноградарство, плодоводство, оливковые насаждения. В животноводстве разведение крупного рогатого скота, овцеводство, свиноводство. Рыболовство (улов 253,9 тыс. метрич. т в 1994, главным образом сардины). Длина (1996, тыс. км) железных дорог 3, автодорог 68,7. Экспорт: текстильные и швейные изделия, продовольственные товары, пробка, суда, электрооборудование, химическая продукция. Основные внешнеторговые партнеры — страны Европейского сообщества. Иностранный туризм (ок. 10 млн человек в год).

Энергетика. Португалия сильно зависит от импортного топлива (на его долю приходится 80% общего энергопотребления). Низкосортный антрацит добывается близ Порту. Гидроэнергетический потенциал Португалии хорошо освоен, и ГЭС дают половину потребляемой в стране электроэнергии. Минеральные ресурсы и горнодобывающая промышленность. Минеральные ресурсы Португалии весьма разнообразны, но преобладают небольшие месторождения. Самые крупные рудники находятся на севере страны, в значительных объемах добываются вольфрам, олово, хром и другие цветные металлы, а также уран. В восточной части долины р.Дору разрабатывают месторождения железной руды.

Обрабатывающая промышленность дает ок. 40% ВВП, на ее долю приходится 32,6% всех занятых. Традиционные отрасли – текстильная, швейная, обувная, керамическая, судостроительная. Для них характерны невысокая производительность труда и устаревшие технологии. Новые отрасли промышленности – автомобилестроение, электронная, электротехническая, химическая. Уровень производительности труда в промышленности Португалии ниже, чем в других странах ЕС.

Сельское и лесное хозяйство дают лишь 6,5% ВВП Португалии, и на их долю приходится 11,5% занятых. Валовой выпуск сельскохозяйственной продукции на одного работающего значительно ниже, чем в других странах ЕС; исключение составляют плодородная долина р.Тежу и орошаемые участки провинции Алентежу. Чтобы удовлетворить потребности в продовольствии, Португалия вынуждена импортировать многие сельскохозяйственные продукты, особенно зерно, семена подсолнечника и мясо.

Основная зерновая культура Португалии – пшеница, второе место занимает кукуруза. Пшеницу выращивают преимущественно на юге страны, кукурузу – на севере. Кроме того, товарное значение имеют бобовые, овес, рожь, ячмень и рис. Важной продовольственной культурой является картофель. Португалия – один из главных экспортеров кетчупа. Маслины в большом количестве используются в пищу, но главным образом служат сырьем для производства оливкового масла.

Огромную роль в сельском хозяйстве играют виноградарство и виноделие. Португалия – одна из ведущих западноевропейских стран-экспортеров вина. Наиболее важные районы виноградарства – долины северных рек Дору, Мондегу и Лима. Виноградники расположены также в Алгарви и на п-ове Сетубал, непосредственно к югу от Лиссабона. Португальские десертные вина, особенно портвейн и мускат, а также розовые столовые вина известны на весь мир.

Овцы, свиньи, крупный рогатый скот и козы – самые многочисленные домашние животные, которые выращиваются в Португалии. Разведение крупного рогатого скота наиболее развито в Рибатежу; молочное животноводство – на севере. Спрос на мясо и мясопродукты на 90% удовлетворяется за счет местной продукции.

Лесное хозяйство играет значительную роль в экономике Португалии. Коммерчески ценными породами являются сосна и пробковый дуб. Португалия ежегодно производит больше сырья из пробкового дуба, чем весь остальной мир. Эвкалипты, завезенные из Австралии, являются основным источником сырья для производства целлюлозы.

Рыболовство. В Португалии, имеющей протяженную береговую линию и давние традиции мореплавания, рыболовство является важной отраслью хозяйства, но в начале 1990-х годов доходы и число рабочих мест в этой отрасли сократились. В составе улова преобладают сардины. Главными рыбопромысловыми портами и центрами переработки рыбы являются Лиссабон, Сетубал, Матозиньюш и Портиман.

Транспорт. Длина сети железных дорог 3,7 тыс. км, автомобильных – 42 тыс. км. По западноевропейским стандартам транспортная сеть недостаточно развита. Обширные инвестиции в автомобильные и железные дороги направлялись за счет субсидий и займов ЕС. Лиссабон и Порту имеют современные портовые сооружения. Международные аэропорты функционируют в Лиссабоне, Порту, Фару, на Азорских о-вах и Мадейре.

Внешняя торговля и платежи. После революции 1974 торговый баланс Португалии имел циклическую структуру: годы с положительным сальдо чередовались с годами с дефицитом. Дефицит товарооборота обычно компенсировался за счет доходов от туризма и денежных переводов португальских рабочих-эмигрантов. В 1995 доходы от иностранного туризма составили 4,8% ВВП. Основные виды экспортных товаров – текстиль, одежда, обувь, лесоматериалы (включая пробку), суда, электрооборудование, химические продукты. Импортируют в основном энергоносители, сырье для ряда отраслей промышленности и продовольствие. Главные торговые партнеры Португалии – страны ЕС (ФРГ, Франция и Великобритания).

Португалия ежегодно переводит значительные проценты и платежи по дивидендам в соответствии с международной задолженностью и ростом прямых иностранных инвестиций. Внешний долг Португалии в 1997 составлял 63,2% ВВП.

Интеграция с ЕС. Участие в ЕС (с 1986) потребовало отмены протекционистской политики. В 1991 Португалия оставалась самой бедной из стран ЕС, но членство в этой организации позволило влить новый капитал в экономику страны. Суммы прямых иностранных инвестиций после 1986 ежегодно удваивались.

Финансовая и банковская системы. Банк Португалии в качестве центрального банка участвует в реализации денежной и финансовой политики и имеет исключительное право денежной эмиссии. До 2002 денежная единица Португалии – эскудо. С 1 января 2002 валютой Португалии является евро (EURO). Хотя в начале 1990-х годов ряд португальских банков был продан частным инвесторам, свыше 80% всех денежных сделок осуществлялось государственными банками. Система налогов строится на налоге на добавленную стоимость (введен в 1986) и новом подоходном налоге (введен в 1989). Дефицит государственного бюджета в 1997 составлял 2,9% ВВП.

НЕ ПРОПУСТИТЕ!
Карты европейских городов

ГОРНЫЕ ЛЫЖИ
Горнолыжные курорты Европы
Горнолыжные курорты Европы - это лучшие трассы с высоким уровнем сервиса. Подробнее...