СТРАНЫ ЕВРОПЫ
Андорра Австрия
Англия Болгария
Бельгия Венгрия
Германия Греция
Дания Испания
Италия Ирландия
Исландия Кипр
Латвия Литва
Мальта Монако
Нидерланды Норвегия
Польша Португалия
Словакия Словения
Финляндия Франция
Хорватия Черногория
Чехия Швейцария
Швеция Эстония

ОТДЫХ В ЕВРОПЕ
Новости туризма
Каталог курортов
Каталог и бронь отелей
Шенгенская виза
Авиабилеты
Бронь авиабилетов
Достопримечательности
Отдых на море
Горнолыжные курорты
Автобусные экскурсии
Образование в Европе
Оздоровление и лечение
Недвижимость
Работа в Европе
Интерестные события
путеводители - купить online

СПРАВОЧНАЯ
Общая информация
Время. Часовые пояса
Телефонные коды
Карты стран и городов
Фото обои на рабочий стол
Каталог сайтов
Статьи и обзоры
История Европы
Европейский Союз

 

ХОРВАТИЯ
ХОРВАТИЯ - СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА
О Хорватии: общая информация, карта, история, география, погода, климат, флора и фауна, политика, экономика, население, хорватский язык, фото Хорватии, обои на рабочий стол
Справочник туриста: планирование поездки, полезные телефоны, авиаперелет, виза, посольства, таможня, деньги, банки, цены, транспорт, коммуникации и связь, события, праздники, магазины, шоппинг
Виды отдыха: пляжный отдых, активный отдых
Достопримечательности: города, острова, памятники архитектуры
Города, курорты, отели: Загреб, Дубровник, Пореч, Пула, Риека, Сплит, Умаг

ХОРВАТИЯ - ЭКОНОМИКА ХОРВАТИИ
В рамках единой Югославии Хорватия занимала второе место после Словении по уровню развития промышленности и выпуску продукции в расчете на душу населения (этот показатель примерно на треть превышал средний по стране). Республика специализировалась на добыче полезных ископаемых (нефть, уголь, бокситы), морских перевозках и туризме.

Образование независимой Республики Хорватия и последующая гражданская война 1991–1995 спровоцировали гиперинфляцию и резкое снижение уровня экономического развития. Экономику страны до 1996 можно расценивать как экономику военного времени, когда 40% государственных расходов направлялось на оборону. За период с 1989 по 1994 экономический спад в Хорватии достиг 46%.

Тяжелая промышленность современной Хорватии включает металлургические и сталепрокатные предприятия, машиностроительные заводы, гидроэлектростанции, судостроительные верфи, заводы по производству цемента и железобетонных изделий.

Ведущие отрасли промышленности – химическая, нефтехимическая, электротехническая и электронная, пищевая, текстильная, деревообрабатывающая, фармацевтическая. В стране действуют пивоваренные и винно-водочные заводы, мясокомбинаты, предприятия по производству кожаных изделий, сахара, по переработке сельскохозяйственной продукции.

Северо-восточные равнины Хорватии являются основной житницей страны. Здесь выращивают зерновые культуры (кукурузу и пшеницу), сахарную свеклу, сою, коноплю, лен, подсолнечник, картофель, кормовые культуры (клевер, люцерну, кормовую свеклу), разводят крупный рогатый скот. На склонах холмов и в низкогорьях традиционно занимаются садоводством (выращивают в основном сливы и яблоки) и виноградарством. Основные культуры горных районов – ячмень и картофель. Для Истрии и Далмации характерны виноградарство и виноделие, выращивание ранних овощей и южных плодовых, в том числе цитрусовых и маслин.

Динамика сельскохозяйственного производства Хорватии в 1990-е годы (каждый предыдущий год принимается за 100%) характеризовалась следующим образом: в 1991 – 92,8%, 1992 – 86,5%, 1993 – 104,9%, 1994 – 97%, 1995 – 100,7%, 1996 – 101,6%, 1997 – 103,4%, 1998 – 109,9%.

С осени 1993 страна приступила к реализации плана экономической стабилизации. В таких отраслях народного хозяйства, как туризм, добыча полезных ископаемых, судостроение, нефтепереработка, многие предприятия были приватизированы, и к 1995 при содействии иностранных инвесторов начали осуществляться программы по их реконструкции. Однако после вторжения Хорватии в Краину в августе 1995 эта помощь была свернута.

С 1997 ускорился процесс разгосударствления крупнейших предприятий страны, включая железные дороги, нефтегазовый концерн «ИНА», строившийся в расчете на поставки нефтепродуктов для всей Югославии, электроэнергетику.

Общая численность экономически активного населения оценивается в 1,68 млн. человек. Растет и остается на высоком уровне безработица: если в 1996 безработных было 15,9% трудоспособного населения, то в 1997 – 16,6%, в 1998 – 17,2%, в 1999 – 19,1%, в 2000 – 22%. В этой связи десятки тысяч рабочих в поисках работы уехали на Запад.

Ежегодные темпы роста промышленного производства начиная с 1997 оценивались в 3–5%, однако в 2000 они снизились до 1,7%. Уровень инфляции в 1996 составил 3,5% (в 1993 он превышал 1500%), в 1997 – 4,6%, в 1999 – 4,4%, в 2000 – 6%. Вместе с тем, наметился устойчивый рост ВВП: в 1997 – 18,92 млрд. долл., в 1998 – 20,6 млрд., в 2003 – 47,05 млрд. долл. При этом рост ВВП (в ценах 1990) в 1998 составил 2,5%, в 2003 – 4,3% (в 1999 произошло снижение ВВП на 0,4% по сравнению с предыдущим годом). ВВП на душу населения в 1992 составил 1800 долл., в 1993 – 2705 долл., в 1994 – 2974 долл., в 1995 – 3487 долл. (62,5% от уровня 1989), в 1996 – 3650 долл., в 2003 достиг 10 600 долл. В структуре ВВП доля сферы услуг 71% (1999) опережает долю промышленности (19%) и сельского хозяйства (10%). Доля сферы услуг увеличивается, в частности за счет оживления начиная с 2000 туристического бизнеса в приморской Хорватии.

Хорватия характеризуется развитой транспортной системой. Так, в 1997 протяженность железных дорог достигала 2,3 тыс. км, автомобильных дорог – 27,8 тыс. км (с твердым покрытием 23,5 тыс. км, в том числе 330 км скоростных магистралей). Загреб соединен шоссейными дорогами со Словенией, Югославией и Венгрией. Адриатическая магистраль соединяет все основные города приморской Хорватии. Русло Савы почти на всем своем протяжении, а также русло пограничной реки Дунай до военных действий были судоходными. Для восстановления судоходства по внутренним водным магистралям требуется проведение работ по расчистке русел этих рек. На побережье Адриатического моря расположено несколько морских портов, обеспечивающих морские перевозки не только Хорватии и бывшей Югославии, но и ряда других европейских стран. Крупнейшие порты – Риека, в Риекском заливе, на севере и Плоче, в устье Неретвы, на юге, менее крупные – Пула, Сплит, Шибеник, Дубровник. Торговый флот Хорватии насчитывает 53 судна грузоподъемностью более 1000 брутто-регистровых тонн каждое, общим тоннажем 631 853 брутто-регистровых тонн. В 1999 в стране действовали 22 аэропорта. По территории Хорватии проходят нефтепровод длиной 670 км, 20-километровый нефтепродуктопровод и газопровод протяженностью 310 км.

Хорватия постепенно формирует внешний рынок. Так, в 1999 размер экспорта товаров и услуг составил 4,3 млрд. долл. Экспортируются транспортное оборудование, продукция химической и нефтехимической промышленности, текстиль, продовольствие. Основные партнеры по экспорту – Италия (18%), Германия (15,7%), Босния и Герцеговина (12,8%), Словения (10,6%), Австрия (6,2%). Импорт составил 7,8 млрд. долл. Хорватия ввозит машины, транспортное и электрооборудование, топливо и горючесмазочные материалы, продовольствие. Основные партнеры по импорту – Германия (18,5%), Италия (15,9%), Россия (8,6%), Словения (7,9%), Австрия (7,1%).

На протяжении 1990-х годов происходил рост внешнего долга. В 1997 он оценивался в 31,1% от ВВП (в 1996 – 26,6%, в 1995 – 25%), в 1999 в абсолютном выражении достиг 9,3 млрд. долл. В 1998 доходная часть бюджета страны составила 6 млрд. долл., расходная – 4,7 млрд. долл.

С 2000 правительство активизировало внешнеэкономические связи и поставило цель повысить инвестиционную привлекательность основных отраслей производства. В то же время оно предпринимает меры для стабилизации финансовой системы и снижения внешней задолженности.

Посттуджмановское правительство в большей степени ориентировано на вхождение в западноевропейские структуры (ЕС, НАТО) и соответствующим образом модифицирует экономическое развитие страны. В целом, несмотря на значительные разрушения, вызванные военными действиями (ущерб оценивается в 18,7 млрд. долл.), Хорватия по-прежнему остается вторым (после Словении) наиболее развитым в экономическом отношении государством из числа бывших республик СФРЮ.

Booking.com
НЕ ПРОПУСТИТЕ!
Карты европейских городов

ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ
- Античная Греция
- древний Рим
- Византия
- Эпоха Возрождения
- Империя Наполеона
- другие статьи...



© www.evropa.org.ua 2007-2016. При использовании материалов сайта, ссылка на www.evropa.org.ua обязательна.
По всем вопросам пишите на varbane@gmail.com . Политика конфиденциальности
Наши партнеры: