СТРАНЫ ЕВРОПЫ
Андорра Австрия
Англия Болгария
Бельгия Венгрия
Германия Греция
Дания Испания
Италия Ирландия
Исландия Кипр
Латвия Литва
Мальта Монако
Нидерланды Норвегия
Польша Португалия
Словакия Словения
Финляндия Франция
Хорватия Черногория
Чехия Швейцария
Швеция Эстония

ОТДЫХ В ЕВРОПЕ
Новости туризма
Каталог курортов
Каталог и бронь отелей
Шенгенская виза
Авиабилеты
Бронь авиабилетов
Достопримечательности
Отдых на море
Горнолыжные курорты
Автобусные экскурсии
Образование в Европе
Оздоровление и лечение
Недвижимость
Работа в Европе
Интерестные события
путеводители - купить online

СПРАВОЧНАЯ
Общая информация
Время. Часовые пояса
Телефонные коды
Карты стран и городов
Фото обои на рабочий стол
Каталог сайтов
Статьи и обзоры
История Европы
Европейский Союз

 

ШВЕЦИЯ
ШВЕЦИЯ - СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА
О Швеции: общая информация, карта, история, география, погода и климат, флора и фауна, политика, экономика, население, шведский язык, фото Швеции, обои на рабочий стол
Справочник туриста: планирование поездки, полезные телефоны, авиаперелет, виза, посольства, таможня, деньги, банки, цены, транспорт, коммуникации и связь, события, праздники, магазины и шоппинг
Виды отдыха: активный отдых, экскурсии
Достопримечательности: памятники природы и архитектуры
Города, курорты, отели: Стокгольм

ШВЕЦИЯ - ЭКОНОМИКА ШВЕЦИИ
Придерживаясь политики неучастия в войнах и нейтралитета на протяжении всего XX века, Швеция добилась высокого уровня жизни населения в условиях капиталистической системы хозяйства, основанной на применении высоких технологий, и всеобъемлющего социального обеспечения. Страна обладает современной инфраструктурой, превосходными внутренними и внешними коммуникациями и высококвалифицированной рабочей силой. Главными ресурсами экономики являются лес, гидроэнергия и железная руда. Экономика ориентирована преимущественно на внешнюю торговлю.

Около 90 % продукции производится частными компаниями, такими как Ericsson AB, Alfa Laval Group, IKEA, из них примерно половину составляет машиностроение. В сельском хозяйстве производится лишь 2 % ВВП.

Стремление правительства к строгой финансовой дисциплине привело к профициту бюджета в 2001 г., в 2002 г. он сократился вдвое по причине глобального экономического спада, уменьшения доходов и увеличения расходов.

Центральный банк Швеции (Riksbank) стремится к поддержке стабильного курса валюты и удержанию инфляции на уровне 2 %.

Рост ВВП в 2005 составил 2,7 % (в 2004 — 3,7 %). Начиная с 2001 г. в стране растёт безработица, которая в марте 2005 составила, по официальным данным, 5,5 %.

Связь и транспорт являются наиболее важными составляющими общей инфраструктуры страны.

Экономические районы. Равнины вокруг оз. Меларен вместе с городом Стокгольм представляют собой наиболее развитый промышленный район, где расположены предприятия полиграфической, швейной и пищевой промышленности. Однако самое существенное место в районе Стокгольма занимает электротехническая промышленность, особенно производство бытовых электроприборов, телефонов, радио- и телеаппаратуры.

К западу от Стокгольма находится цепочка важных промышленных центров. На севере выделяются Евле и Сандвикен с металлургическими заводами и крупнейшими в стране лесопильными предприятиями. Непосредственно к западу от Стокгольма на берегах оз. Меларен расположен ряд небольших городов. Наиболее значительные из них – Эскильстуна, лидирующая в области точного станкостроения, и Вестерос, центр электротехнической промышленности, выпускающий оборудование для линий электропередач и гидроэлектростанций. Эту цепочку промышленных городов завершают Эребру и Норчёпинг. Последний в прошлом был ведущим центром текстильной промышленности страны.

Следующий экономический район Швеции стал формироваться в 19 в. в долине р.Гёта-Эльв, на которой был построен ряд гидроэлектростанций, которые снабжали энергией целлюлозно-бумажные предприятия. Главный центр этого района – Гётеборг, где налажены сборка автомобилей и производство шарикоподшипников. На северном берегу оз. Венерн расположены целлюлозно-бумажные комбинаты, использующие богатые местные лесные ресурсы. Готовая продукция вывозится через незамерзающий порт Гётеборг.

В Южной Швеции выделяется ряд промышленных центров на побережье пролива Каттегат, включая самый главный Мальмё, а также Хельсингборг и Треллеборг, имеющие паромное сообщение с материковой Европой. На крупной верфи в Мальмё строят подводные лодки, кроме того, в этом городе развито производство сахара, пива, мыла и маргарина на базе использования местных сельскохозяйственных ресурсов и благодаря близости портов, удобных для сбыта продукции.

На равнинах южной и центральной Швеции расположены не только города и промышленные предприятия. Здесь имеются благоприятные условия для развития земледелия, и эти территории называют житницами страны. Однако немалые площади там заняты хвойными лесами, торфяными болотами и вересковыми пустошами. У южной оконечности оз. Веттерн сложились два небольших промышленных очага вокруг городов Йёнчёпинг и Хускварна. На северо-западной окраине Смоланда еще в 18 в. возникло предприятие по производству стекла, которое процветает и поныне. В основных центрах этой отрасли – Косте и Оррефорсе – производится бoльшая часть стекла, выпускаемого в стране, а также изящные художественные стеклянные изделия, завоевавшие признание на мировом рынке.

К северу от больших озер Средней Швеции, между реками Дальэльвен и Кларэльвен находится промышленный район Бергслаген, где разрабатываются месторождения железа и меди.

Малонаселенные лесные и тундровые территории занимают бoльшую часть Северной Швеции. Здесь эксплуатируются богатые природные ресурсы – руды, лес, гидроэнергия. На побережье Ботнического залива, чаще всего в устьях рек, встречаются небольшие очаги промышленности, например, Сундсвалль в устье р.Индальсэльвен, Хернёсанд и Крамфорс в устье р.Онгерманэльвен являются важными центрами деревоперерабатывающей промышленности. В этих городах налажено производство пиломатериалов, целлюлозы, бумаги и картона.

В самых северных ленах Вестерботтен и Норрботтен основная отрасль хозяйства – горнодобывающая промышленность. В районе Шеллефтео разрабатываются богатые месторождения меди, свинца и цинка. Мировой известностью пользуются железорудные месторождения Лапландии, главным образом в районах Елливаре и Кируна. Добытая руда вывозится по железной дороге на экспорт в норвежский порт Нарвик и в порт Лулео на берегу Ботнического залива, где находится крупный металлургический комбинат.

Собственность. Большинство промышленных предприятий в Швеции принадлежит частным лицам, однако немалое их число находится в собственности государства. В 1960–1970-х годах доля полной или частичной государственной собственности в промышленности составляла от 10 до 15%. В конце 1990-х годов в государственном секторе работали 250 тыс. человек (т.е. 10% всех занятых), преимущественно в горнодобывающей, металлургической, лесоперерабатывающей и судостроительной отраслях промышленности. Частная собственность корпораций в Швеции отличается довольно высокой степенью концентрации по сравнению с другими развитыми странами. В начале 1990-х годов в экономике Швеции господствовали 14 корпораций, на долю которых приходилось ок. 90% всей промышленной продукции страны. Три из них охватывали 2/3 всех доходов и занятых в частном секторе. Компаниям, входящим в концерн Валленбергов, принадлежала примерно 1/3 рыночной стоимости всех шведских акций.

В Швеции имеется мощное кооперативное движение. Потребительские и производственные кооперативы контролируют примерно 20% всей розничной торговли. Первые потребительские кооперативы возникли в конце 19 в. Самому крупному из них – Кооперативному союзу принадлежат супермаркеты, туристические агентства и фабрики. Он насчитывает ок. 2 млн. членов. Федерация шведских фермеров, в которую входят почти все фермеры страны, является основным производственным кооперативом. Ему принадлежат молочные фермы, мясокомбинаты, предприятия по выпуску удобрений и оборудования для сельского хозяйства. Федерация полностью контролирует сбыт масла, сыра, молока и более половины сбыта шерсти, яиц, зерна и мяса.

Валовой внутренний продукт (ВВП) Швеции в 2002 оценивался в 230,7 млрд. долл., или 26 тыс. долл. в год в расчете на душу населения. В 1990 Швеция пережила самый сильный после 1930-х годов экономический спад, и прямые капиталовложения в оборудование, инфраструктуру и другие фонды резко сократились. Доля суммарных доходов от сельского хозяйства уменьшилась с 12% в 1950 до 2% в середине 1990-х годов. На долю всей промышленности приходилось 35% ВВП в 1980, но лишь 27% в 1995, поскольку впервые за современный период доля обрабатывающих отраслей составила менее 20% ВВП. На долю всей сферы услуг в 1993 приходился 71% ВВП.В 2001 ВВП по секторам несколько изменился: доля на сельское хозяйство составила 2%, на индустрию – 29% и на другие службы – 69%.

Темпы инфляции в Швеции были выше средних показателей для Европы. В 1980–1990 потребительские цены росли в среднем на 7,6% в год, а в 1991 они выросли на 9,3%. Спад производства в 1990-х годах приостановил рост цен, а темпы инфляции в 2002 составили всего 2,2%.

Сельское хозяйство. В 20 в. значение этой отрасли в экономике Швеции резко упало. В 1940 в сельском хозяйстве было занято ок. 2 млн. человек, а в начале 1990-х годов – всего 43 тыс. В послевоенные годы в связи с массовым оттоком сельского населения в города многие фермы были заброшены, и площадь сельскохозяйственных угодий существенно сократилась. В 1960–1975 из обращения было изъято ок. 400 тыс. га пахотных земель, а в 1976–1990 – еще 170 тыс. га. Поскольку многие мелкие фермы остались бесхозными после смерти владельцев, правительство стало стимулировать укрупнение землевладений. В результате число ферм с наделом до 5 га уменьшилось с 96 тыс. в 1951 до 15 тыс. в 1990.

Хотя в 1992 доля занятых в сельском хозяйстве составляла всего 3,2% против 29% в 1940, производство сельскохозяйственной продукции не уменьшилось, а выросло, несмотря на сокращение площади обрабатываемых земель. Мелиорация, селекционная работа по интродукции сортов растений, наиболее подходящих для северных районов, широкое применение удобрений, кооперативы для сбыта сельскохозяйственной продукции и распространение сельскохозяйственной информации способствовали росту продуктивности сельского хозяйства. Резкое сокращение числа занятых в этой отрасли компенсировалось за счет возросшей механизации.

Как и в других скандинавских странах, основная отрасль сельского хозяйства Швеции – животноводство и производство кормов. В 1996 в Швеции насчитывалось ок. 1,8 млн. голов крупного рогатого скота, включая 500 тыс. молочных коров. Поголовье мясного скота резко возросло по сравнению с молочным. В Сконе важную роль приобрело свиноводство, поставляющее продукцию на местные мясокомбинаты, производящие бекон.

3/4 обрабатываемых площадей страны используются для выращивания кормовых культур, причем более половины ее засевается высокопродуктивной травосмесью из райграса, тимофеевки и клевера. Бoльшая часть травы идет на сено, используемое во время 5–7-месячного стойлового содержания скота зимой. Производство зерновых культур по значимости занимает второе место в земледелии страны. Главные районы возделывания пшеницы – равнины Средней Швеции и Сконе, хотя яровая пшеница при благоприятных условиях может вызревать даже в долинах Норрланда, расположенных у Северного полярного круга. Овес высевают на прибрежных равнинах в западных районах страны. Ячмень – важная кормовая культура на юго-западе Сконе.

Сельское хозяйство в Швеции имеет значительные региональные различия. Например, на юге крупные фермы весьма прибыльны, а в северных лесных районах мелкие землевладельцы получают дополнительные доходы от своих лесных участков, а иногда, чтобы свести концы с концами, вынуждены работать зимой на лесозаготовках или лесообрабатывающих предприятиях. На юге Швеции, где вегетационный период продолжается более 250 дней, крестьянские хозяйства мало отличаются от ферм Дании и Северной Германии. В Сконе почти 80% земель составляют пашни. Доля пахотных угодий сокращается до 30% в приозерных котловинах Средней Швеции, где продолжительность вегетационного сезона не превышает 200 дней. Тем не менее в этом районе, расположенном вблизи крупнейших городских рынков, получило широкое развитие товарное земледелие. В более северных районах страны преобладают леса, и в Норрланде менее 2% всей площади используется под пашню.

Горнодобывающая промышленность. В Швеции с давних времен добывали железо и медь. Исключительно богатый медный рудник в Фалуне, расположенный в районе Бергслаген к северо-западу от оз. Меларен, непрерывно эксплуатировался свыше 650 лет и полностью истощился в начале 1990-х годов. В 1995 Швеция была одним из ведущих мировых поставщиков железной руды, добыча которой исчислялась в 13 млн. т, что было на 33% меньше достигнутого ранее рекордного годового уровня. До последней четверти 19 в. в основном разрабатывались крупные железорудные месторождения Бергслагена, однако в настоящее время эксплуатируются богатое месторождение Кируна и меньшее Елливаре, расположенные в северной части Норрланда. Эти месторождения, характеризующиеся высоким содержанием фосфора в руде, привлекли внимание только после изобретения в 1878 С.Дж.Томасом метода передела жидкого фосфористого чугуна в сталь. Благодаря строительству в 1892 железной дороги из Лулео к руднику Елливаре и ее продолжению в 1902 через Кируну к незамерзающему норвежскому порту Нарвик была налажена транспортировка железной руды из внутренних районов Лапландии. В 20 в. через Нарвик экспортировалась бoльшая часть шведской руды.

В Бергслагене все еще ведется добыча железной руды, в некоторых шахтах на глубине более 610 м. Эти руды исключительно чистые, с содержанием фосфора менее 0,3%. Бергслаген поставляет бoльшую часть сырья для металлургии Швеции. Из самого богатого месторождения в Гренгесберге руда доставляется на металлургический комбинат в Укселёсунде на берегу Балтийского моря.

Швеция является также значительным поставщиком меди; в руде, добытой в 1995, содержалось 83,6 тыс. т меди. Важное месторождение медной руды было обнаружено в начале 1900-х годов в долине р.Шеллефтеэльвен в Норрланде. Основные центры добычи меди – Кристинеберг, Булиден и Адак, меньше добывается в Бергслагене. Швеция удерживает первенство и по поставкам цинка на мировой рынок (168 тыс. т в 1995). В бассейне Шеллефтеэльвен эксплуатируются месторождения никеля, свинца, серебра и золота. Имеются значительные запасы урана.

Лесное хозяйство и лесоперерабатывающая промышленность. Леса и лесопродукты для Швеции имеют такое же важное значение, как и для Финляндии. Лесопокрытые площади занимают 47% территории страны. Обычные для приатлантической Европы широколиственные породы встречаются только в самых южных ленах Сконе, Халланд и Блекинге, где они составляют ок. 40% древостоев. Доминирующей породой является бук. В Средней Швеции и на бoльшей части Норрланда преобладают хвойные леса, имеющие важное хозяйственное значение. В самых северных районах Норрланда и у верхней границы леса в горах, в высотном ярусе от 450 до 600 м, сосновые и еловые леса сменяются березовым редколесьем. Самые продуктивные леса распространены к северу от равнин Средней Швеции между долинами рек Кларэльвен и Дальэльвен. Здесь сосна и ель растут в три раза быстрее, чем в более суровых климатических условиях на севере Норрланда. Около 25% площади лесов принадлежит государству, церкви и местным общинам, 25% находится в собственности крупных лесопильных и целлюлозно-бумажных компаний. Леса этих компаний были приобретены главным образом во время бурного освоения малонаселенных северных районов страны в конце 19 в. Половина лесов Швеции принадлежит мелким фермерам, а также крупным землевладельцам (преимущественно в южных и центральных районах страны).

Объем ежегодных рубок возрос с 34 млн. куб.м в 1950 до 65 млн. куб.м в 1971, а в середине 1990-х годов поддерживался на уровне ок. 60 млн. куб.м. Среди скандинавских стран конкурентом Швеции выступает Финляндия, где в 1997 объем рубок составил 53 млн. куб.м.

Древесина – самый важный вид сырья в Швеции. Она используется не только для производства целлюлозы, бумаги, древесно-волокнистых плит и большого числа химических продуктов, но также служит топливом и строительным материалом. Примерно 250 тыс. человек заняты на лесозаготовках, транспортировке леса и в лесоперерабатывающей промышленности. Лесопильные предприятия расположены в небольших портах на берегу Ботнического залива, особенно в устьях рек Юнган, Индальсэльвен и Онгерманэльвен. В портовом городе Сундсвалле сконцентрировано наибольшее в мире число лесообрабатывающих предприятий. Из лесопилен на северном берегу оз. Венерн экспортная продукция транспортируется в порт Гётеборг.

С 1920 самым большим потребителем шведской древесины стала целлюлозная промышленность. Древесина перерабатывается в целлюлозу либо путем измельчения (механическая целлюлоза), либо путем кипячения и растворения (химическая целлюлоза). Около 70% целлюлозы в настоящее время изготовляется химическим методом. Предприятия этой отрасли сосредоточены главным образом в портовых городах на юге Норрланда, особенно вокруг Эрншёльдсвика и на северном берегу оз. Венерн, где самым важным центром является Скугхалль. В 1995 Швеция произвела 10 млн. т целлюлозы. Наиболее быстро развивается выпуск сульфатной целлюлозы.

Бумажная промышленность сконцентрирована в основном в Средней и Южной Швеции, в пределах досягаемости порта Гётеборг и национального рыночного центра Стокгольма с его полиграфической промышленностью. В Норрчёпинге и Хальсте находятся крупные производства по выпуску газетной бумаги. Оберточная бумага и картон производятся на фабриках в долине р.Гёта-Эльв и на северном берегу оз. Венерн. С 1966 выпуск газетной бумаги в Швеции вырос втрое и достиг 2,4 млн. т в 1995. По этому показателю страна вышла на четвертое место в мире.

Энергетика. Примерно 1/3 энергетических потребностей Швеции удовлетворяется за счет импортных энергоносителей, среди которых главным является нефть, за ней следуют уголь и природный газ. Основные местные источники энергии – ядерное топливо, гидроэнергетические ресурсы, древесина. В 1960–1970-е годы шведское правительство отпускало большие средства на развитие атомной энергетики: в 1992 в стране действовали 12 АЭС, и по производству атомной энергии на душу населения Швеция занимала ведущее место в мире. Референдум, проведенный в 1980, подавляющим большинством голосов высказался за свертывание этой отрасли к 2010. В 1996 доля атомной энергии в энергобалансе страны достигла 47%, причем стоимость ее была одной из самых низких в мире.

Гидроэнергетика всегда играла важную роль в экономическом развитии скандинавских стран. В 1996 ее доля в энергопотреблении Швеции составила 34%. По экологическим соображениям не разрешается строить плотины на реках, где сток до сих пор не зарегулирован, пока другие источники энергии обходятся не слишком дорого. 3/4 гидроэнергии поступает со станций, сооруженных на крупных полноводных реках Норрланда, хотя основными энергопотребителями являются города Средней и Южной Швеции. Поэтому важное значение приобрело возведение экономичных линий электропередач (ЛЭП) на большие расстояния. В 1936 была проложена первая ЛЭП напряжением 200 кВт, соединившая южный Норрланд с равнинами Средней Швеции. В 1956 ЛЭП напряжением 400 кВт связала гигантские гидроэлектростанции Стурноррфорсен на р.Умеэльвен и Харспронгет на р.Лулеэльвен.

Обрабатывающая промышленность. В 1995 в этой отрасли было занято 761 тыс. человек, на 26% меньше, чем в 1980. Почти половина всех занятых в промышленности приходится на долю металлургии и машиностроения. За ними следуют лесоперерабатывающая, целлюлозно-бумажная, пищевая, пищевкусовая и химическая промышленности, на долю которых в совокупности приходится ок. 40% занятых.

Металлургия – одна из главных отраслей промышленности Швеции. Она сконцентрирована преимущественно в Бергслагене, где еще в 16–17 вв. широко применялась доменная плавка на высококачественных местных рудах. В конце 19 в. сотни небольших металлургических предприятий этого района были заменены несколькими крупными комбинатами с более совершенной технологией производства. Ныне там налажено производство стали в электрических печах с применением коксующегося угля. Крупнейший металлургический завод находится в Домнарвете. В середине 20 в. были впервые построены металлургические заводы в прибрежных районах Швеции, что облегчило доставку кокса и металлолома, а также экспорт полуфабрикатов на машиностроительные предприятия портовых городов Северной Европы. Производство стали выросло с 2 млн. т в 1957 до 5,9 млн. т в 1974. В 1990-х годах оно держалось на уровне ок. 5 млн. т в год.

Машиностроение – самая старая и наиболее развитая отрасль обрабатывающей промышленности в скандинавских странах. В Швеции на ее долю приходится ок. 45% поступлений от экспорта. Она производит широкий спектр товаров, включая станки, точные измерительные приборы, оборудование для электростанций, шарикоподшипники, радиолокационное оборудование, автомобили, оборудование для сотовой связи, реактивные истребители и проч. Различные предприятия этой отрасли расположены на равнинах Средней Швеции между Стокгольмом и Гётеборгом, причем наибольшее их число сосредоточено вокруг оз. Меларен и в долине р.Гёта-Эльв. Крупный очаг машиностроения находится также на юго-западе Сконе, в Мальмё и других близлежащих городах.

Самый развитый сектор шведского машиностроения – автомобилестроение. Главные производители – компании «Вольво» и «Сааб». Свыше 4/5 выпускаемых в Швеции легковых и грузовых автомашин и автобусов идет на экспорт, причем 1/3 из них направляется в США.

На протяжении полувека, вплоть до конца 1970-х годов, на мировом рынке лидировало судостроение Швеции. Затем в этой отрасли наступил быстрый спад, сопряженный с перепроизводством судов (особенно танкеров) на мировом рынке, двумя затяжными экономическими кризисами и жестокой конкуренцией со стороны стран с низкой оплатой труда (Корея, Бразилия). Если в 1975 судоверфи Швеции спустили на воду суда общим водоизмещением 2,5 млн. регистровых тонн, то в 1982 производство сократилось до 300 тыс. т, а в 1990 – до 40 тыс. т.

Транспорт. Внутренние перевозки в Швеции осуществляются главным образом автомобильным и железнодорожным транспортом. На грузовых автомашинах перевозится около половины всех грузов, причем преобладают перевозки на небольшие расстояния. Железные дороги, к строительству которых государство приступило в 1854, оставались главным видом транспорта вплоть до 1960-х годов. На их долю приходилась около трети грузоперевозок (преимущественно на большие расстояния). По железным дорогам доставлялась руда из северных месторождений в порты Нарвик и Лулео. На долю водного транспорта приходилась примерно 1/6 всех грузоперевозок (в основном строительные материалы). Около 90% пассажироперевозок осуществляется на легковых автомобилях и автобусах. В 1996 на каждых 2,4 человека приходился один автомобиль. Торговый флот Швеции в 1980 имел общее водоизмещение менее 4 млн. брутто регистровых тонн, а в 1996 – всего 2,1 млн., причем половина из них приходилась на долю танкеров. По объему импортных грузов первое место занимает порт Гётеборг, а по объему экспортных грузов – Лулео. Важное региональное значение имеют порты Стокгольм, Хельсингборг, Мальмё и Норрчёпинг.

Внешняя торговля. Экономика Швеции сильно зависит от внешней торговли. В 1995 экспорт и импорт товаров и услуг составляли каждый по 30% ВВП страны. Стоимость экспорта товаров оценивалась в 79,9 млрд. долл., а импорта – 64,4 млрд.

В экспорте Швеции преобладают лесопродукты и продукция машиностроения. В 1995 машины и электротехническое оборудование обеспечивали 31% поступлений от экспорта, причем наиболее быстро увеличивалась доля оборудования для теле- и радиосвязи; пиломатериалы, целлюлоза, бумага и картон давали 18% поступлений, транспортное оборудование – 15% и химические продукты – 9%. Главные предметы импорта (в стоимостном выражении): машины и транспортное оборудование (41%), различные потребительские товары (14%), химические продукты (12%) и энергоносители (6%, преимущественно нефть).

В 1995 главными потребителями шведского экспорта были Германия (13%), Великобритания (10%), Норвегия, США, Дания, Франция и Финляндия (каждая от 5 до 7%). Основными импортерами выступали Германия (18%) и вышеперечисленные шесть стран (каждая от 6,0 до 9,5%). Около 60% всей внешней торговли связано со странами ЕС, 12,5% – со странами ЕАСТ.

Денежная система и банки. Основная денежная единица – шведская крона. Она выпускается Государственным банком Швеции, старейшим из государственных банков мира (основан в 1668). Несмотря на присоединение к ЕС, Швеция решила не вступать сразу в Европейский валютный союз и не переходить к использованию единой европейской валюты (экю).

Инвестиции Государственного инвестиционного банка направлены на развитие и реструктуризацию промышленности; банк может владеть акциями других компаний. Коммерческие банки не имеют права держать корпоративные акции, но оказывают большое влияние на торговлю и промышленность. Сельскохозяйственные кредитные общества ведут счета фермеров и предоставляют им краткосрочные займы. Сберегательные банки предоставляют мелким вкладчикам долговременные кредиты на покупку недвижимости, развитие сельскохозяйственного производства и мелких промышленных предприятий. В середине 1990-х годов прошла волна слияний ряда коммерческих банков Швеции, причем крупный концерн «Нордбанкен», слившись с финляндским банком «Мерита», образовал необычное панскандинавское банковское объединение.

Государственный бюджет. В 1995–1996 финансовом году доходы правительства Швеции составили 109,4 млрд. долл., а расходы – 146,1 млрд. Существенный дефицит бюджета повторялся несколько раз после 1990, что привело к росту государственного долга до 306,3 млрд. долл. (в четыре раза выше уровня 1990). До снижения налогов, произошедшего в начале 1990-х годов, государственные доходы достигали 70% ВВП, однако перечисления на счета граждан составили почти 2/3 государственных расходов. В условиях структурного дефицита государственного бюджета в 1995 процентные ставки держались на высоком уровне и некоторые налоговые льготы были отменены. Бoльшая часть доходов поступала от налога с продаж, отчислений на социальное страхование (преимущественно работодателей) и подоходных налогов. Основные расходные статьи – социальное обеспечение и выплата процентов по государственному долгу.

Booking.com
НЕ ПРОПУСТИТЕ!
Карты европейских городов

ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ
- Античная Греция
- древний Рим
- Византия
- Эпоха Возрождения
- Империя Наполеона
- другие статьи...



© www.evropa.org.ua 2007-2016. При использовании материалов сайта, ссылка на www.evropa.org.ua обязательна.
По всем вопросам пишите на varbane@gmail.com . Политика конфиденциальности
Наши партнеры: